На авто дикарями - Луксор, пустыня, Синайский полуостров, 2012
Каир, 2019

Египет

В начале 2011 года в Египте произошла исламистская революция и был свергнут президент Мубарак. В январе 2012 г. партия «братья-мусульмане» побеждает в парламентских выборах. В стране волнения, чрезвычайное положение, идет борьба за власть. Исламист Морси пытается стать президентом. Ну, тут мы с друзьями и решили, что самое время поездить по Египту, посмотреть как там что. Страна отчаянно нуждалась в туристах, визу давали легко по прилету. Стоимость чартера из Краснодара в Хургаду и обратно, плюс отель все включено на море на две недели, была меньше, чем билеты регулярным рейсом. Поэтому в январе 2012 мы прилетели в Хургаду, взяли там машину в прокат и объехали большую часть Египта, включая Синайский полуостров, пока наши гостиничные номера пустовали до нашего возвращения.
Наш маршрут
В гостинице, узнав, что мы сами поедем по стране, нас стращали, говорили, что на первом же блокпосту нас завернут обратно, но мы пренебрегли мудрыми советами и оказались правы. Путешествие прошло почти без происшествий. Ну, разве что не пустили нас сплавать на пароме в Иорданию посмотреть Петру. Вообще, как показывает мой опыт поездок, политические волнения в странах происходят главным образом по телевизору и немножко в столице, а вся страна живет обычной жизнью. Путешествовать же, наоборот, легче, потому что усилены меры безопасности и в стране меньше туристов.

Первым делом из Хургады мы поехали через Восточную Пустыню в Луксор. Ездить с включенными фарами там не принято, все показывали жестами, чтобы я их выключил. Один раз, возле Кены, уступил дорогу ишаку с телегой, за что меня местные освистали гудками.

Блокпостов было много, но везде нас пропускали без вопросов.
Видели паровозик с составом сахарного тростника
Вечером приехали в Луксор. Закат над Нилом.
Луксор – город на месте Фив, столицы древнего Египта. Он разделен Нилом на две части, город живых (жилые кварталы, гостиницы, храмы, аллея сфинксов) и город мертвых – обширные древние некрополи, в том числе «долина царей».
Центр Луксора
Вид с террасы отеля на аллею сфинксов и Нил
В Египте впервые попробовал жареных голубей. Ну ничего так, как утка почти.
Карнакский храм, прямо в центре города.
Луксорский храм, cтроился с 1417 до 1237 до РХ. До конца XIX века был в основном засыпан песком, поэтому хорошо сохранился.
Город мертвых или Долина фараонов – огромный некрополь на другой стороне Нила. С 16 до 11 веков до РХ там хоронили фараонов и столичную знать. Всего сейчас найдено 63 захоронения, некоторые совсем недавно и отлично сохранившиеся. Именно там была найдена гробница Тутанхамона, одна из самых важных археологических находок мира. Фотографировать внутри гробниц не разрешали, так что фоток немного.
Колоссы Мемнона, на въезде в некрополь
Из Луксора мы поехали на запад, в пустыню, по трассе, соединяющей цепь оазисов до самого западного, Фарафры.
На дорогу начали наползать дюны
Блокпосты уже перекрывали дорогу полностью и приходилось ждать, пока военные откроют проезд
А иногда приходилось ждать, пока они закончат молиться.
Пересекли вполне себе целую железную дорогу, но поездов не видели.
А позже - рельсы, почти полностью съеденные пустыней
Трупы животных, жертвы неведомых хищников.
Иногда попадались небольшие оазисы - ярко-зеленые пятна в желтой каменисто-песчаной пустыне.
Наконец доехали до Эль-Харга. Вывеска на въезде утверждала, что это чистый и красивый город.
И, в общем, не обманула.
Рядом с оазисом Харга, находится некрополь Багават – прекрасно сохранившееся кладбище ранних христиан-коптов 4-5-го веков от РХ. При кладбище есть смотритель, который нас и сопровождал. Некрополь невероятно интересный, я обожаю такие места. Примитивная настенная роспись, на мой взгляд, намного более искреннее проявление религиозности, чем профессионально сделанные иконы. Жаль только, что весь этот кайф находится практически без охраны и, как следствие, многие фрески испорчены граффити.
Смотритель кладбища, он же импровизированный гид.
В такие квадратные ямы опускали тела в сидячем положении, так они и оставались.
А здесь своды расписаны сценами экзодуса - исхода евреев из Египта
Своды исцарапаны зеваками. Разброс дат - пара столетий
Поехали дальше на запад. На ночевку остановились в городе Мут, центр оазиса Дахла. Шикарный ужин в домашнем ресторане Абу Мухамеда. Перченый суп, гора овощей, рис и мясо + компьютер с интернетом + достойный и радушный хозяин. Оставили запись в ежедневнике для посетителей за 2012 год (ведутся с 2004).
Въезд в Мут – главный город оазиса Дахла.
Радушный хозяин.
Ну и просмотр телевизора перед сном. Однообразно, но умиротворяюще.
Наутро мы обнаружили спущенное колесо. Имеющимися инструментами его открутить не смогли, нашли мастерскую, все решили. Поехали дальше, до самой западной точки нашего маршрута - населенного пункта Abu Minqar. По пути, на выезде из Мута, даже покупались в горячих источниках.
Утренний сюрприз - колесо на ободе
Да, вода коричневая. Но горячая! Для пустыни - кайф.
Дорога все еще на запад.
Самая западная точка трассы, затем она поворачивает на север. Далее отсюда - ливийская пустыня, часть Сахары. 4000 км совершенно пустой земли.
Повернув на север, мы направились в оазис Фарафра. Это стартовая точка для поездок в Белую Пустыню с причудливыми известковыми образованиями. Ехать туда можно только на внедорожниках, поэтому нам нужно было найти на месте водителя, который свозил бы нас туда на ночь. Собственно Фарафра – забубенная деревня, самая глухая из всех виденных. Мы изложили наше пожелание первому встречному, он направил нас к другому, тот к третьему, и в конце концов мы вышли на двух братьев, которые делают подобные выезды. Поехали к ним домой, осмотрели домохозяйство, пока они готовили крузер, оставили у них свою машину и выехали в пустыню.
Глухая деревня Фарафра
Местные жители, с которыми мы смогли жестами договориться об организации поездки.
Один из братьев - наших будущих гидов.
Во дворе дома красота. Мандарины, оливки, бананы, финики.
Поменяли машину и готовы к выезду
Приехали мы на место к вечеру. Развели костер, приготовили ужин. На машину смонтировали ковер в виде вертикальной стены, от ветра. Спать улеглись под открытым небом под кучей одеял - январь все же. Ночное небо над пустыней обычно необыкновенное - чистое и звездное, дождь здесь бывает, говорят, раз в пять лет. И вот под него мы и попали. Был он не сильным, сквозь три верблюжьих одеяла не пробрался, но звезд мы к сожалению, не увидели.
А утром мы проснулись и увидели Белую пустыню. Вот что пишет о ней Википедия:

Бе́лая пусты́ня — относительно небольшой участок на востоке пустыни Сахара площадью примерно 300 кв. км. (10 км x 30 км), лежащий по дороге между оазисами Бахария и Фарафра. Расстояние от Каира до Белой пустыни 500 км.

Белая пустыня известна причудливыми меловыми карстовыми образованиями. Много миллионов лет назад здесь было дно океана, и белая порода — это останки морских микроорганизмов. Песок в этих местах смешан с кварцем и разными породами черного пирита. За века ветер и пески превратили бывшее дно моря в подобие поверхности какой-то другой планеты.
На обратном пути заехали в более типичную Сахару, покатались по песчаным дюнам, застряли в песке, как полагается, но выкопались. Дюны были вполне стандартные, ничего выдающегося.
Далее мы поехали к оазису Бахария и посмотрели еще одно странное место. Желтый песок здесь покрыт тонким черным слоем, что создает необыкновенные оптические эффекты, не улавливаемые любительскими фотоаппаратами. Черное вещество – это россыпь оплавленных гладких кусочков лавы, совершенно металлической на вес и на ощупь. Не знаю точно, откуда она там взялась и почему кусочки лежат только на поверхности, как присыпка. Среди этого, как алмаз, выступающий из песка, стоит небольшая скала с кварцевыми прожилками. Я подобрал несколько кусочков лавы и они сейчас лежат у меня дома в моей геологической мини-коллекции. Перебирать их в руках – одно удовольствие, на ощупь подобны метеоритам.
Сверкающая кварцевая скала
Вот эти четыре штучки по центру. На одной даже отпечаток ракушки виден.
На этом окончилась пустынная часть нашего путешествия и мы приехали к Каиру. В сам город заезжать мы не рискнули, учитывая особенности местного вождения. Решили остановиться на ночь в Гизе, посмотреть пирамиды и поехать дальше в Суэц. Переночевали, с утра поехали на пирамиды. С каменным лицом пробились сквозь толпы приставучих помогал, купили билеты в кассе и въехали на машине прямо на территорию комплекса. Оказывается, так можно было.
Девушка может всем подругам фотку раздать, а те говорить будут - это вот я! На пирамидах с иностранцем! И не поспоришь. Хотя, по парню узнают.
Все-таки гигантские сооружения. Особенно, когда люди у подножья и масштаб виден.
К вечеру доехали до Суэца. Я ожидал увидеть такой портовый индустриальный богатый город - Суэцкий канал все-таки, основной источник дохода страны. А там разруха, грязь и деревня. Порт только благоустроен и прилегающий к нему центр. Пришлось там, впрочем, заночевать.
На дорогах стала появляться бронетехника. Все-таки к Синайскому полуострову подъезжаем.
В городе разруха и грязь.
Впрочем, с элементами роскоши.
Улицы узкие, трафик ужасный, водить тяжело.
Но зато светофоры есть.
Вход в порт, ночью.
Гостеприимный отель
На следующий день нам предстояло пересечь весь Синайский полуостров из Суэца до Нувейбы. Там планировалось оставить машину на стоянке, сесть на паром и переплыть в Иорданию для осмотра Петры и пустыни Вади-Рам. Поэтому выехали мы в пять утра. Под Суэцким каналом из Африки в Азию мы проехали по тоннелю и самого канала так и не видели.

Дорога живописная – меняющиеся горные пейзажи. Много военных, часто проверяют документы.

Приехали в Нувейбу, легко нашли порт. У ворот стоит толпа местных с баулами. Пошли в билетную кассу. Кассира не было, дальнобойщики сказали, что он молится. Через минут десять он возник и сказал, что порт закрыт и парома в Акабу сегодня не будет. На вопрос, что там делает толпа с чемоданами, он пожал плечами и сказал - пойдите спросите сами. Мы пошли к проходной в порт, позвали главного и спросили. Он говорит - все нормально, идите берите билеты. Пошли снова в кассу. Кассир говорит, что парома точно не будет из-за плохой погоды, у него, мол, письмо какое-то есть. Билеты продавать наотрез отказался. После долгих препираний мы решили, что у них какое-то негласное распоряжение не выпускать иностранцев. С грустью простились с планами об Иордании и решили поехать на юг Синая к монастырю св. Екатерины, посмотреть на Синайскую гору, где Моисей когда-то получил скрижали Завета. Очень красивая дорога в горах.
Монастырь находится в горах, поэтому ночью довольно холодно. Половина машины покрыта инеем, вторая уже оттаяла под утренним солнцем.
Православный монастырь св.Екатерины основан в 4 веке у подножия горы Синай, сначала он назывался монастырем Неопалимой Купины (горящий, но не сгорающий куст, из которого Бог разговаривал с Моисеем). Монастырь включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вид на монастырь с горы
Та самая Неопалимая Купина, или Горящий Куст и икона, подтверждающая аутентичность. Огнетушитель рядом выглядит довольно кощунственно, мне кажется.
При монастыре небольшой виноградник
После монастыря мы приступили к восхождению на Синайскую гору (2285 м над уровнем моря), на вершине которой Моисей получил скрижали с заповедями. Это популярное место паломничества, многие поднимаются на вершину вечером и проводят там ночь. Мы ограничились восхождением и осмотром святого места в течение дня.
Гора Синай и монастырь св Екатерины в исполнении Эль Греко. Видны ступени, ведущие от монастыря в гору. По ним мы спускались, а поднимались по более длинной, но пологой тропе.
Не все паломники могут подняться пешком, поэтому на пологой тропе предлагается верблюжий фуникулер.
На вершине горы стоит храм Святой Троицы, рядом с расщелиной в скале, где Моисей дважды проводил по 40 дней в беседе с Богом в ожидании скрижалей (на фото под большим камнем, за черной металлической загородкой).
Место, где паломники проводят ночь.
Более крутая тропа, прорубленная в скалах.
Часовня Богородицы, построенная в память явления на этом месте Божьей Матери эконому монастыря и ее чудесной помощи Монастырю.
Возвращаться с Синайского полуострова мы планировали по другой дороге, вдоль западного побережья к Суэцу. Но вскоре на посту нас остановили и сказали, что туристам дальше ехать нельзя по соображениям безопасности. Пришлось повернуть на Нувейбу и ехать обратно по прежней дороге. К вечеру мы добрались до Хургады, где узнали, что в том месте, куда нас не пустили, утром захватили в заложники двух американских туристок. Потом, правда, их благополучно освободили.
В Хургаде мы провели еще день, поныряли, посмотрели на рыбок, да и полетели домой в Краснодар.
Резюме - Египет намного разнообразнее и интереснее, чем стандартные пляжи и пирамиды. Особняком стоит Каир, но о нем отдельная история, в него я попал только в 2019 г.